Особенности групповой тренировки обучающихся в гиревом спорте

В гиревом спорте большое многообразие проведения тренировочных занятий в группах со спортсменами различного возраста и квалификации. На начальном этапе работы с юными спортсменами преобладают общие тренировочные занятия с одинаковыми требованиями их выполнения. У квалифицированных спортсменов, имеющих разряды и звания, преобладают индивидуальные тренировки с присущей только им тренировочной нагрузкой. Какие тренировки эффективней для достижения высокого спортивного результата? Есть ли недостатки в групповой тренировке?

Так как нагрузка в гиревом спорте максимально приближена к аэробной, значит, и тренировки должны быть соответствующие.

Следовательно, и нагрузка должна быть направлена именно на ту энергетическую систему, которая участвует в энергообеспечении конкретной спортивной деятельности.

В связи с тем, что развитие кислород - транспортной системы связано с анаэробным порогом., я считаю что это наилучший ориентир для определения интенсивности нагрузки. Анаэробный порог – это та интенсивность, выше которой в мышцах начинает накапливаться молочная кислота. Если необоснованно часто тренироваться с интенсивностью выше анаэробного порога, аэробные способности организма могут ухудшиться. Кроме того, анаэробный порог  - это максимальный темп выполнения упражнения, который спортсмен может поддерживать в течении длительного времени, не испытывая при этом преждевременной усталости. Установлено, что тренировки на уровне анаэробного порога в наибольшей степени способствуют увеличению результативности.

Мы провели один эксперимент в двух группах. В первой группе находились спортсмены юношеских разрядов, взрослых разрядов, а также спортсмены  имеющие звания КМС и МС.

Во второй группе находились ребята -новички со стажем тренировок один месяц, примерно одинакового возраста.

Ход эксперимента: в каждой группе проводилась групповая тренировка, включающая общие для всех задания (упражнения из гиревого спорта) с лимитом отдыха в 1-2мин. Предварительно была высчитана ЧССмах по формуле (220 – возраст). Отсюда были определены зоны интенсивности для каждого испытуемого индивидуально. 

Зоны интенсивности:

Восстановительная зона 60-70 (% от ЧССмах)

Аэробная зона 1              70-80 (% от ЧССмах)

Аэробная зона 2              80-85 (% от ЧССмах)

Развивающая зона 1        85-90 (% от ЧССмах)

Развивающая зона 2        90-95 (% от ЧССмах)

Анаэробная зона             95-100 (% от ЧССмах)

После каждого рабочего подхода испытуемые измеряли ЧСС вручную, нащупывая пульс на шее (сонная артерия) по методу 10 секунд (спортсмен считает удары сердца в течении 10сек и умножает количество ударов на 6, чтобы получить количество ударов в минуту). Данный показатель записывался в индивидуальную карточку спортсмена.

В ходе эксперимента в первой группе выяснили, что общее задание было неодинаково воспринято участниками группы по данным ЧСС. Итак, для мастера спорта  данная нагрузка соответствовала зоне интенсивности 60-70 % от ЧССмах, то есть тренировка являлась восстановительной. Кандидат в мастера спорта работал в зоне интенсивности 70-80% от ЧССмах, что соответствовало аэробной зоне 1. Спортсмены взрослых разрядов  тренировались в аэробной зоне 2, а испытуемые имеющие юношеские разряды в развивающих зонах 1 и 2, также некоторые из них работали в анаэробном режиме, что говорит о неадекватности нагрузки на данном этапе.

Эксперимент в первой группе был предсказуем, так как квалификация спортсменов сильно отличалась   друг от друга, естественно, одинаковая по величине нагрузка была воспринята по разному. Но это уже говорит о том, что групповая тренировка для опытных спортсменов имеет большие недостатки по своему тренирующему эффекту.  

Во второй группе, где нагрузка давалась исключительно новичкам в данном виде спорта, также были большие отличия. Всего лишь один испытуемый занимался в восстановительной зоне, для которого данная нагрузка была по сути легкой, он же стремился постоянно сделать больше. Другие ребята тренировались в аэробных и развивающих зонах. Несколько испытуемых прекращали выполнение задания до команды «стоп», то есть утомление наступало преждевременно, а показатели ЧСС были в анаэробной зоне. 

Выводы: данный эксперимент показал, что общая нагрузка которую подразумевает групповая тренировка имеет огромный недостаток, она по разному воспринимается обучающимися и имеет разный тренировочный эффект.. Для одних она тяжелая и кроме переутомления ничего не принесет, для других слишком легкая и тренирующего эффекта она не достигает. Третьи же получают оптимальную адекватную нагрузку. Поэтому для увеличения результата в избранном виде спорта необходимо переходить на индивидуальные тренировочные занятия. 

 

МБОУ ДОД ДЮЦ «Русинка»

Педагог дополнительного образования

Исрапилов Ш.К.